Боремся с капризами и упрямством
21 Мар 2010,
В жизни малыша есть кризисные периоды. Кризис первого года жизни определяется тем, что ребенок уже осознает свою самостоятельность, и ему непонятно, почему многие интересные, на его взгляд, вещи делать нельзя. У ребенка еще нет чувства опасности, и он с любопытством сует различные предметы в розетку, крутит ручки газовой или электроплиты, лезет в горячую духовку.
У трехлетнего малыша мотивы непослушания другие. Он познает мир, и часто слово "нельзя" воспринимает как руководство к действию. Кроха ощущает себя личностью, ему хочется сделать все самому. Родителям необходимо помнить, что малыш — это не часть вас, а отдельная личность. Психологи установили, что запретов в 17 раз больше, чем разрешений! Вдумайтесь, насколько мы, взрослые, тормозим развитие ребенка, лишаем его любознательности!
Старайтесь слово "нельзя" употреблять, только когда ребенку грозит опасность: нельзя гладить чужих собак, нельзя тащить с плиты горячую кастрюлю и т. п. В остальных ситуациях лучше пользоваться выражениями "не надо" или "это мое, не трогай": не надо проливать компот, это моя книга, положи ее на место. И тогда у малыша слово "нельзя" будет ассоциироваться с возможной опасностью, и он будет правильно на него реагировать. Нельзя, значит нельзя.
Капризничают все дети. Необходимо научиться правильно реагировать на детские капризы. Не следует потакать малышу, сразу же исполняя каприз, не нужно унижать его ("фу, рева-корова!"), необходимо относиться к ребенку с любовью и вниманием, искать способы договориться с ним.
Bom некоторые приемы ликвидации капризов и упрямства:
- Переключите внимание. Если ваш ребенок истошно кричит, требуя настенные часы, спокойно скажите: "Это папины часы, не надо их трогать". Достаньте из кармана красивую авторучку и предложите порисовать. Малыша легко отвлечь, переключив внимание на другой объект.
- Фиксируйте момент. Малыш разбросал карандаши, отказывается их собирать и что-то обиженно кричит. Вы спокойно садитесь и начинаете записывать, что говорит ребенок. А потом объясните малышу, что вы его еще и нарисуете. Ему станет любопытно, может, и он захочет что-то нарисовать, и будет вынужден собрать карандаши.
- Работа на публику. Ребенок сидит на кухне, капризничает, плачет, никакие уговоры не помогают. Вы ему спокойно говорите: "Саша, если ты хочешь плакать, иди в комнату, поплачь, на кухне плакать не надо". Малыш уходит в комнату и быстро возвращается к маме. Зачем плакать, если никто не слушает.
- Сочувствие и понимание. Ребенок пришел из детского сада, устал, капризничает. Уделите малышу немного внимания, посочувствуйте ему: "Катенька устала, давай с тобой отдохнем, почитаем книжку". Посадите малыша на колени, прижмите его к себе, поцелуйте и вместе почитайте книжку.
- Помощь взрослому. Малыш капризничает, просит велосипед, на котором сейчас катается его сестренка. Никакие объяснения, уговоры не помогают. Предложите крохе помыть посуду, либо подмести пол, полить цветы и т. д., скажите ребенку деловым тоном: "Мне нужна твоя помощь. Подержи совок, пока я подметаю".
- Обратите каприз в шутку. Малыш капризничает, вы эмоционально реагируете: "К Машеньке пришла капризка! Давай-ка ее прогоним! Уходи, капризка!" Пример из жизни. Папа собирает малыша в детский сад, сын капризничает. Папа строго: "Саша, брось свои капризы!" Малыш, удивленно: "А куда их бросить?"
Это лишь возможные варианты договориться с детьми, отнеситесь к ним творчески! Главное, направляйте детскую волю на полезные дела, помогите малышу перевести упрямство в ценные качества характера — настойчивость, упорство. И тогда воспитание ребенка станет для вас только удовольствием.
© Женский журнал JollyLady
|
Ох, уж эти малыши!
Малыши - чудо, но с ними нужно много много терпения
С ребенком нужно очень много терпения, ведь капризы со стороны малыша - это чаще всего проверка родителей на то, действительно ли они его любят.